Послесловие издателя к сборнику „Миссионер“

 

Дорогие читатели! Рукопись книги, предложенной вашему вниманию, уже на стадии ознакомления с ней вызвала в нашем издательстве живой интерес и даже дискуссии. С одной стороны, мы сделали приятный вывод, что книга эта никого не оставляет равнодушным. С другой же... мы посчитали необходимым дать некоторые разъяснения, долженствующие помочь друзьям и отразить выпады недоброжелателей.

Итак, как говорится, по порядку поступления недоумений.

Имело место мнение, что наш Андрей якобы обладает какой-то „белой магией“ – помолился, мол, и вот вам тут же положительный результат. Справедливости ради просим обратить внимание на следующие неудачи Андрея, которые несмотря на его молитвы имеют свое естественное, уготованное им самой жизнью место: жена Лена, профессор Курганов, телефонный абонент – впавший в явную прелесть юноша. Мы уже не говорим о том, что Андрей абсолютно одинок, а его возлюбленная Маша, которую он спасает от лап бандитов, уходит к другому, о чем Андрею сочувственно докладывает бывший уголовник.

Молится Андрей за людей, находящихся в критических (можно сказать, смертельно опасных) ситуациях. Опыт показывает, что в этих случаях Господь чаще всего помогает. Андрей ведь не ищет в молитве своего и не просит чего-то вредного...

В основу сюжета легли реальные факты, и тут уж, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения – все это было.

Обращаем внимание на весьма весомые факторы, объясняющие силу молитвы Андрея: а) неофиту всегда дается укрепляющая сила молитвы, б) он имеет молитвенную помощь своего старца, в) Андрей ведет жизнь вполне монашескую согласно теории „монастыря в миру“ протоиерея Валентина Свенцицкого (нестяжание, безбрачие, трезвость, честность, бегание развлечений, ежедневное чтение святых отцов, молитва) – попробуем предложить сомневающимся пожить так же хотя бы годик, чтобы они поняли, какие дары Господь дает за это...

Далее, ни одного священника, читавшего рукопись, не смутили описанные события, потому что для священства это норма, наблюдаемая постоянно. Один батюшка сказал, напри­мер, что невозможно вообще этого придумать и нафантази­ровать, если сам через это не прошел опытно. Другой сказал, что об этом писать необходимо, потому что сейчас нужны все положительные примеры из христианской практики для привлечения в лоно Церкви всех честных людей, одурманенных сначала коммунистами, потом новыми еретиками и прочими врагами христианства.

Существует предвзятое мнение, что нынешним христианам де остались некие объедки со стола первых христиан, и что де чудес ныне уже нет... Смеем напомнить некоторые непреложные факты. Господь неизменен, и если мы не имеем чудес, то только по нашим грехам. Автору приходилось бывать на крестных ходах и в монастырях, где мироточили, благоухали и кровото­чили иконы; выслушивать и описывать свидетельства очевидцев многочисленных исцелений и явных чудес. А логика вроде „этого не может быть, потому что не было со мной“ способна вызвать в лучшем случае лишь улыбку сожаления.

Делаются также попытки выявить некую математическую схематичность в духовном росте христиан. При этом высчитывается в годах срок воцерковления автора и его персонажей. Для пояснения приводим высказывание священ­ника: „Наибольшие успехи в духовном росте наблюдаются у неофитов первых трех-четырех лет воцерковления. Далее следует период охлаждения, потери благодати. Многие на этом этапе так и „застревают“, смиряясь с установившемся охлаждением к вере. А надо бы, наоборот, прилагать все усилия к возвращению благодати. ... Многие женщины грешат подме­ной духовности душевностью. И если на первых порах это можно простить, то дальнейшее увлечение этой подменой может привести к прелести... Духовный рост нельзя останавливать, это равноценно отказу от несения креста. ... Самые большие труд­ности у священников наблюдаются с воцерков-ленными более десяти лет, которые приходят в храм по привычке, а не на встречу с чудом Богообщения. Мне часто приходится предлагать таким прервать посещения и прийти только тогда, когда появится сильный духовный голод...“ И еще слова одного священника: „Некоторые и за год становятся святыми, а иные и за всю жизнь даже до неофитства не дорастают“.

По поводу Иисусовой молитвы. Не следует путать самодей­ствующую Иисусову молитву, которая есть дар Божий и не прерывается никогда, даже во сне, с прерывающейся, но иногда сильно текущей в периоды ее искреннего востребования у молитвенника, постоянно ею подвизающегося. Иисусова молитва действительно дает несокрушимый покров во время ее творения, даже в состоянии страха и смятения.

По поводу итоговых молитвенных состояний – мы отошлем к творениям свт. Феофана, призывающего не заканчивать молитву без достижения главной ее цели, т. е. установления мира в душе.

Задевает некоторых читателей также „суперменство“, сила, прущая изнутри Андрея, и его внешняя суровость. Здесь требуется пояснить различие силы супермена – это от гордыни, потому сила темная, злая и агрессивная – и кажущейся силы христианина, которая от кротости и смирения, но дается некоторым волевым натурам как бы для отпугивания от них предполагаемой агрессии извне. Это явление изучено на нескольких православных. Все они готовы дать себя избить, подставить другую щеку и при этом не давать сдачи, а молиться за обидчиков. Быть может, поэтому от них „исходит эта прущая сила“, как вид духовной защиты. Для тех, ( кто не способен этого понять, имеется многое объясняющий эпизод из армейской жизни Андрея – тоже реальный рассказ. А что касается суровости его – так это нормальное следствие его постоянной невидимой брани (опять же, см. у святых отцов).

Автор писал эти произведения в состоянии молитвенного вдохновения. Никогда он не брал перо, если на душе были суета, печаль, уныние, охлаждение. Основное в рассказах – любовь ко всем персонажам. Поэтому в этих писаниях имеются потаенные глубины, которые раскрываются во всей полноте далеко не сразу. Именно поэтому он и не вправе считать их своими, что вполне нормально, ибо „зря, художник, ты мнишь, что ты автор творений“. При этом писатель оставляет за собой авторство невольных ошибок несовершенства и мирской страстности.

И последнее. Каждый рассказ автор писал для определенного круга людей. Внимательный читатель поймет – какой для кого. Такие произведения „прямого попадания“ особенно действенны. Нам удалось наблюдать неподдельный интерес к рассказам как людей вовсе неверующих, так и достаточно духовно опытных. Мы надеемся, что круг читателей этой книги будет столь же обширен, как затронутые в ней проблемы, которые приходится решать современному христианину. Как и любому честному человеку.

 

        <<< Назад